Одной из самых серьезных проблем в реализации муниципальной реформы местного самоуправления является недостаточно активное участие населения в решении вопросов местного значения.
Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что одной из форм участия населения в осуществлении местного самоуправления является территориальное общественное самоуправление (ТОС).
Территориальное общественное самоуправление — самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
ТОС не может охватывать всю территорию муниципального образования, не является органом власти, при этом является частью местного самоуправления как института демократии. Это одна из форм участия населения в местном самоуправлении.
В то же время ТОС не является в чистом виде общественной самодеятельностью. ТОС считается официально созданным только после официальной регистрации. ТОСы без юридического лица регистрируют уполномоченные органы местного самоуправления. ТОСы с юридическим лицом — территориальные органы Минюста, при этом в составе документов для регистрации должен быть документ от муниципалитета.
Тосовский труд на благо местного сообщества, преимущественно, волонтерский, причем свои мероприятия тосовцы организуют и проводят полностью сами, власть может только подсказывать, как сделать правильно, и поддержать инициативу небольшим вложением в виде стройматериалов на благоустройство или ремонт общественно-значимых объектов.
В чем очевидная польза ТОСов?
Для муниципальной власти – это:
гарантия участия жителей в решении наиболее острых проблем территории в различных социально-значимых сферах;
гарантия экономии расходов бюджета по социально-значимым направлениям за счет необязательности для ТОСов выполнять требования ФЗ-44 и иного антимонопольного законодательства;
быстрый, надежный и комфортный способ реализации норм федерального законодательства об общественном контроле;
механизм выявления и формирования конструктивного электората, оздоровления социального климата, повышения уровня удовлетворенности граждан условиями жизни в муниципалитете;
возможность для создания муниципального кадрового резерва;
механизм воспитания грамотного, социально ответственного и активного собственника и налогоплательщика.
В рамках проекта "Добрососедство" на субсидию администрации г. Челябинска
Назад к списку